Бюджетный процесс — это сложный и важный механизм, который позволяет государству планировать доходы и расходы на определенный период времени. В России данный процесс регулируется законодательством, в частности, статьей 152 Бюджетного кодекса РФ.
Каждый этап бюджетного процесса включает в себя участников, которые отвечают за определенные задачи и имеют свои полномочия. Например, среди них можно выделить исполнительную власть, представительную власть, органы местного самоуправления, а также гражданское общество и экспертное сообщество.
Каждый участник бюджетного процесса имеет свой вес и важность в данной системе. Их роль заключается в том, чтобы обеспечить прозрачность, эффективность и гласность данного процесса.
Важно понимать, что каждый участник бюджетного процесса имеет права и обязанности, которые регулируются законодательством. Например, органы местного самоуправления имеют право определять размер и порядок использования средств местного бюджета, а гражданское общество может участвовать в общественном контроле за расходованием бюджетных средств.
Таким образом, участие каждого участника бюджетного процесса является необходимым и важным фактором для обеспечения эффективного и прозрачного управления средствами бюджета.
Участники бюджетного процесса в России
Бюджетный процесс в России регулируется законодательством, в частности, статьей 152 Конституции РФ и ст. 25 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», который устанавливает полномочия участников данного процесса и регламентирует порядок их взаимодействия.
Согласно указанному закону в бюджетный процесс в России включены правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, субъекты РФ и муниципальные образования. Каждый из участников данного процесса имеет назначенные полномочия и обязанности в соответствии с его компетенцией и ответственностью.
- Правительство РФ является ключевым участником бюджетного процесса, ибо оно разрабатывает федеральный бюджет на год и последующие годы и утверждает федеральные программы и целевые программы;
- Федеральные органы исполнительной власти (ФНС, ФСС, Фонд капитального строительства и пр.) выступают в качестве исполнителей бюджетных расходов — они осуществляют государственные закупки, строят и содержат объекты народного хозяйства и пр.;
- Субъекты РФ и муниципальные образования также являются центрами бюджетных процессов и выполняют аналогичные функции в рамках своей компетенции и поставленных задач.
В соответствии с законодательством каждый участник бюджетного процесса имеет право на комментарий и представление результатов своей работы по бюджетному процессу для государственных органов и общественности через открытые и доступные формы информирования.
Кто осуществляет участие в процессе составления бюджета РФ?
Согласно статье 152 Кодекса РФ о бюджетной классификации, к участникам бюджетного процесса относятся:
- Правительство РФ: ответственно за разработку проекта бюджета и представление его на рассмотрение Федеральному Собранию;
- Федеральное Собрание: утверждает проект бюджета РФ и вносит изменения в него;
- Правительство субъектов РФ: разрабатывают и утверждают свои бюджеты;
- Минфин РФ: ответственен за контроль за исполнением бюджета и ведение бюджетного учета;
- Федеральная казначейская служба: осуществляет расходование и учет бюджетных средств;
- Контрольно-ревизионные органы: проверяют исполнение бюджетов и выявляют нарушения.
Важно отметить, что участие в бюджетном процессе также может быть предоставлено другим органам власти и общественным организациям на основании законодательства РФ.
Комментарий:
Отсутствие упоминания некоторых органов не исключает их участия в бюджетном процессе, так как законодательство РФ может предусматривать проведение консультаций и обсуждений проекта бюджета с другими участниками.
Кто осуществляет контроль за исполнением бюджета?
Задача контроля за исполнением бюджета является важной функцией, которую выполняют органы государственной власти и саморегулирующиеся организации. В соответствии с Статьей 97 Бюджетного кодекса РФ, главным контролером за исполнением бюджета является Правительство РФ.
Однако также задачи по контролю за использованием бюджетных средств и осуществлению бюджетных процессов возложены и на Федеральную службу финансового мониторинга, которая осуществляет контроль за законностью и правильностью расходования бюджетных средств и транспортировкой денежных средств.
Кроме того, на региональном уровне органы исполнительной власти контролируют исполнение бюджета, а на муниципальном уровне эту функцию выполняет муниципальный контрольный орган.
Согласно Комментарию к Бюджетному кодексу РФ, контроль за исполнением бюджета должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ по финансовому контролю и аудиту. Это обеспечивает прозрачность и открытость процесса исполнения бюджета и позволяет своевременно выявлять нарушения и принимать меры по их предотвращению.
Полномочия участников бюджетного процесса
Государственный орган власти
Государственный орган власти, уполномоченный на разработку бюджетного плана и утверждение бюджета, имеет право определять расходы и доходы государственного бюджета, а также принимать решения о распределении бюджетных средств по различным программам и проектам.
Согласно ст. 152 РФ «О бюджетной системе Российской Федерации», государственный орган власти и должностные лица, уполномоченные на осуществление бюджетных расходов, обязаны следить за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также за их соответствием утвержденному бюджету.
Пользователь бюджетных средств
Пользователь бюджетных средств, то есть организация или учреждение, получающие денежные средства из государственного бюджета, имеет право на получение средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, а также на направление их на реализацию конкретных программ и проектов.
Кроме того, пользователь бюджетных средств обязан исполнять полученные средства в соответствии с целями, на которые они были выделены, и подтверждать факт их эффективного использования.
Плательщик налогов
Плательщик налогов, то есть физическое или юридическое лицо, имеющее обязательства по уплате налогов в бюджет, имеет право на получение информации о том, как используются средства, уплаченные в бюджет, а также на участие в процессе формирования бюджета через общественные слушания и другие формы участия.
Согласно ст. 152 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установленные штрафы за неуплату налогов являются доходами государственного бюджета.