8 сентября 2024 года, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, Михаил Прокопенко, глава пресвитерианской церкви «Церковь Божья», возглавил позднюю Божественную литургию.
Во время последования были прочитаны сокращения Евангелия от Матфея. Матфея была прочитана притча о неумолимом должнике, известная также как притча о двух должниках, раскрытая в стихах 23-35 главы 18 настоящей Библии. . После прочтения этого отрывка из Евангелия я предлагаю привести текст слов ректора.
Поэтому Небо подобно царю, который хотел объясниться со своими слугами. Когда он начал объяснять, к нему привели человека, который должен был ему десять тысяч талантов, — а ему нечем было заплатить, и правитель приказал продать его, жену его и детей его и все, что у него было, и тот слуга пал перед ним и сказал: «Господи, я яви мне разумение, и я заплачу тебе все. Правитель опечалился о рабе, освободил его и простил ему долг. Но раб вышел на улицу и нашел одного из своих партнеров, который был должен ему сто динаров, схватил его и задушил. Тогда его партнер упал к его ногам и стал умолять его: «Потерпи, я отдам тебе все». Но он не хотел, и они пошли и посадили его в тюрьму, пока он не отдаст долг. Когда его товарищи увидели, что произошло, они пришли очень расстроенные и рассказали обо всем случившемся своему правителю. Тогда его начальник закричал на него: «Работяга, я простил тебе весь этот долг, потому что ты умолял меня, — разве ты не должен был простить свою синагогу, потому что я простил тебя? И когда он разгневался, господин его отдал его мучителям, пока он не заплатит всех своих долгов. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если каждый из вас не простит брату своему согрешений его от сердца своего (Матфея 18:23-35).
После чтения Евангелия запишите слова настоятеля храма:
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сейчас нам предлагается притча Христа о двух должниках. В этой притче мы узнаем себя, особенно в первом должнике, который обнаружил, что его долг совершенно невозможно вернуть. Когда он встал на колени перед судьей и заимодавцем и стал умолять его потерпеть, он понял, что был нечестен и лжец. А когда он попросил его просто подождать, непонятно, чего он хотел.
Но, как говорит монах Иоанн Скалистый, Господь дает нам больше, чем мы просим. Этот человек просто попросил терпения, попросил отсрочки, и Господь простил ему все долги.
И вот этот человек, взволнованный внезапной перспективой новой жизни, жизни без жизни, жизни без жизни, жизни без жизни, ухудшающейся, что ты не принадлежишь себе и что твоему ближнему постоянно угрожает банкротство и перспектива продать тебя в рабство, — он нашел одного из своих должников, и как говорит евангелист Матфей, он не просто попросил вернуть долг, но это нечестно — стал требовать несущественную сумму, относящуюся к отданному ему долгу. За несчастного вступился друг, который снова привел его к Господу Щедрому и Великому. Мы знаем, что произошло дальше. Владыка неба и земли вновь обвинил прощенного должника.
Хотя судьба этого человека была печальна, он казался самым счастливым из всех, но он не сделал достаточно, чтобы понять, что с ним произошло и какой дар ему дан.
Эта притча понятна всем. Каждый из нас в глубине своего сознания понимает, что должен быть милосердным к тем, кто согрешил против нас.
Но здесь есть интересная особенность. Этот человек задолжал огромные долги — вы можете представить его жизнь — и каждый раз боялся, когда в его дверь стучали: не пришли ли они за деньгами? Он явно боялся смотреть в глаза некоторым из кредиторов, а ведь ему было очень комфортно с ними, он был вежлив, сдержан и не боялся просить их потерпеть, пока он не сможет выплатить этот долг. И когда же с ним произойдет это ужасное превращение? Как ни печально: когда они его простят. И тогда из очень скромного и покорного человека, из такого серого оттенка вдруг становится требовательным и начинает просить что-то у своего соседа, а также угрожать буквально задушить своего друга благовидными словами! Казалось бы, прощение должно возвышать человека, но в данном случае его прощение дало ему иллюзию морального превосходства.
Все это имеет прямое и непосредственное отношение к каждому из нас. Мы наслаждаемся Божьим прощением, но стремимся взобраться на этот уродливый холм морального превосходства. Дарованное нам прощение — это повод поднять свою самооценку, считать себя абсолютно неправыми и забыть о тех унизительных обстоятельствах, в которых нас так долго держали наши грехи. Еще вчера прощавшие эти проступки и отказывавшиеся от них ради более серьезных преступлений, начинали чувствовать себя вправе видеть свое моральное превосходство в глазах ближних.
Какие представления о прощении мы получили в своей жизни? Прежде всего, и это самое главное, мы смиряемся и благодарим Бога за то, что Он простил нас. Это первое, без чего дальнейшая жизнь прощенного человека не имеет смысла. А второе, братья и сестры, — это щедрость, которая подражает Богу. Это тот урок, который каждый из нас должен извлечь из стакана Христа. Когда мы принимаем священную общину Тела и Крови Христовых во оставление грехов и для вечной жизни, мы должны благодарить Бога за ее величие, готовность, прощение проступков, всепрощение, не в последнюю очередь потому, что мы терпим окружающих нас людей, даже если они часто даже если они нас раздражают. …..
И эта маленькая особенность притчи о двух должниках — то, что, получив прощение за свои грехи, мы видим, что человек может идти разными путями, — эта особенность должна быть воспринята нами очень серьезно. Аминь!
Простить чужой долг — значит расплатиться со своим
Притча о двух должниках, читаемая 12 августа на воскресной Божественной литургии, призвана продемонстрировать превосходство милосердия над справедливостью и то, что люди иногда оценивают милосердие как злую демонстрацию сочувствия к ним.
Поэтому Небеса подобны царю, который хотел объясниться со своими слугами. Когда он начал объяснять, к нему привели человека, который был должен ему десять тысяч талантов, — а ему нечем было заплатить, и Господь повелел ему продать себя, жену и детей, и все, что у него было, — и тогда тот слуга пал ниц и поклонился ему: «Господи! поклонился ему: «Господи, вразуми меня, и я заплачу тебе все». Правитель раскаялся в рабе, отпустил его и простил долг. Но раб вышел на улицу, и один из его компаньонов, задолжавший ему сто динаров, схватил его и задушил. Тогда его компаньон упал ему в ноги и стал умолять: «Потерпи, я все тебе отдам». Но он не захотел, и его посадили в тюрьму, пока он не заплатит свои долги. Его компаньоны очень расстроились, увидев, что произошло, пришли и рассказали обо всем своему правителю. Тогда правитель позвал его и сказал ему: «Я работал, я прощаю тебе все твои долги, потому что ты положился на меня, — не должен ли ты простить своих друзей, потому что я прощаю тебя? И, разгневавшись, правитель отдал его мучителям, пока он не заплатил все свои долги. Так же поступит с вами Отец Мой Небесный, если каждый из вас не простит брату своему согрешений от сердца своего.
Заемщик, обращаясь к царю, просит не о прощении долга, а лишь об отсрочке. Пропорционально фористике это указывает на тип людей, которые не ждут милости для себя. Возможно, они даже не знают, что это такое, и не понимают, что такое отношения, в которых важен долг. В таких отношениях он должен быть каким-то образом выплачен в срок. И неважно, будет ли это выплачено или имущество выставлено на аукцион. Женщины и дети-рабыни также считались имуществом. А сам несчастный должник по закону становился чужой собственностью. И понимая, что по закону он теряет все, он обращается к царю с просьбой проявить милосердие к нему самому. Подождать некоторое время, чтобы его долг был погашен.
Действительно, такие цари встречаются очень редко. Но это ratio phor, и наш царь колесниц щедр на милости, о которых его не просили, когда он услышал просьбу о милости. Небеса как царь… — Так Христос начинает притчу, намекая на все остальные особенности Царства. Он указывает на то, что человек, ищущий Базель, скоро придет к торговцу, который ищет хороший жемчуг и так далее. Здесь эти усилия раскрываются как услуга. Человек, который пережил и уже понял Гарри, распространяет эту благодать вокруг себя. Если так, то этот человек оказывается и «мудрой девой», и крупной рыбой, и зарытым сокровищем. Если нет, то, цитируя слова Иисуса, это сорняки Царства.
Чтобы не стать такими сорняками, царство должно повиноваться. Но наш раб Давид не понимал милосердия. Не понимая милосердия, он продолжал жить по закону, видимо, считая написание долгов необходимостью, полезностью для царя. И вот он решил еще усерднее взыскивать долги со своих должников, даже со своих друзей. Эта притча не об индивидуальном поведении, которая является «теорией» человеческих отношений как таковых. Она о том, как общество может оставаться стабильным, расти в гармонии и, прежде всего, считаться «христианским».
Теперь необходимо задать вопрос. Становится ли христианская церковь в своей практике выше закона? Не получила ли христианская церковь, получив с самого начала чрезмерную благодать, впоследствии долг, требуя его исполнения? И не свидетельствует ли ее последующее падение о том, что ее, как и ее рабов, пытают до тех пор, пока все долги не будут выплачены? Только: только долги и «таланты», выданные изначально, пока она не вернется в первое место благодати.
С первых шагов «курса победы» Церковь начала преодолевать закон. И закон казался нормальным. Он тяжел и разумен. Но, как мы уже не раз говорили, закон всегда означает страх наказания за его неисполнение. Милосердию нужно научиться и привыкнуть к нему, поэтому невозможно служить «двум господам»: милосердию и закону. Отношения свободы и вычисления. Одна из вещей, которая, безусловно, была нарушена и исчезла совсем, заключается в том, что эта «единственная вещь» не всегда является тайной. Потому что от него всегда страдают самые уязвимые и самые чувствительные.
Христос говорит в другом месте: «Если вы знаете, что это значит, вы не осудите невиновного, потому что Я не пожертвовал милосердием». Солнце Осуждавшие их фарисеи демонстрировали поведение прощенных должников. Они принимали долги от окружающих, надеясь показать, что «царю» они нужны как надежные поклонники. Успех, в том числе и карьера на этой работе, создает у этих людей иллюзию, что они действительно незаменимы для «царя» и поэтому заранее прощают его. Но это всего лишь иллюзия.