План развития поселения
НАГОРСКАЯ ПОСЕЛКОВАЯ ДУМА
муниципального образования
Нагорское городское поселение
Нагорского района Кировской области
второго созыва
РЕШЕНИЕ
от 21.09.2011 № 36/4
пгт. Нагорск
Об утверждении плана социально – экономического развития муниципального образования Нагорское городское поселение Нагорского района Кировской области на 2011-2013 г.г.
В соответствии со статьей 22 Устава Нагорского городского поселения Нагорская поселковая Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить план социально – экономического развития муниципального образования Нагорское городское поселение Нагорского района Кировской области на 2011-2013 г.г.
2. При разработке муниципальных целевых программ поселения администрации Нагорского городского поселения руководствоваться утвержденным планом.
3. Опубликовать настоящее решение в Информационном бюллетене Нагорского городского поселения.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава Нагорского городского поселения А.А.Смехов
УТВЕРЖДЕН
решением Нагорской поселковой Думы от 21.09.2011 №36/4
ПЛАН
социально – экономического развития муниципального
образования Нагорское городское поселение
Нагорского района Кировской области
на 2011-2013 г.г.
2011 г.
- Паспорт плана развития
Наименование плана развития |
План социально – экономического развития муниципального образования Нагорское городское поселение Нагорского района Кировской области на 2011-2013 г.г.
|
||||
Краткое наименование плана |
План развития |
||||
Заказчик плана развития |
Администрация Нагорского городского поселения |
||||
Основные разработчики плана развития |
Заместитель главы администрации Нагорского городского поселения |
||||
Цель плана развития |
Повышение уровня жизни населения Нагорского городского поселения путем решения следующих задач: - увеличение налогооблагаемой базы поселения, - реформирование и модернизация жилищно- коммунального комплекса. - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. |
||||
Сроки реализации плана развития |
2011-2013 годы |
||||
Исполнители основных мероприятий плана развития |
Администрация Нагорского городского поселения, индивидуальные предприниматели, организации и предприятия |
||||
Объёмы и источники финансирования, т. руб.
* данные виды источников указаны «по согласованию»
|
Источники |
2011 |
2012 |
2013 |
Итого |
Итого |
3418,80 |
25079,00 |
8005,00 |
36502,80 |
|
Местный бюджет |
1288,80 |
5121,34 |
2585,00 |
8995,14 |
|
*Областной бюджет |
2018,00 |
8645,83 |
5159,00 |
15822,83 |
|
*Федеральный бюджет |
0,00 |
10647,63 |
0,00 |
10647,63 |
|
*Внебюджетные источники |
112,00 |
664,20 |
261,00 |
1037,20 |
|
Перечень индикаторов эффективности мероприятий плана развития |
- Динамика роста продукции промышленного - Динамика роста удельного веса продукции, работ и услуг субъектов малого предпринимательства в общем объёме; - Динамика роста средней з/платы; - Динамика роста коэффициента, характеризующего отношение доходов и расходов; - Динамика роста собственных доходов.
|
2. Оценка исходной социально-экономической ситуации и предпосылки развития Нагорского городского поселения.
2.1. Экономико-географическое положение.
Поселок городского типа Нагорск (Нагорское городское поселение) является административным, культурным и хозяйственным центром Нагорского района. Площадь населенного пункта 626 га. Численность населения 5,2 тыс. чел.,
По территории поселения проходит автомобильная дорога Слободской – Синегорье. От пгт Нагорск до г. Слободского автодорога с асфальтовым покрытием протяженностью 90 км. Ближайшая железнодорожная станция находится в г. Слободском. Расстояние от районного центра пгт Нагорск до областного центра г. Киров – 130 км.
В поселении имеется 87 км дорог, которые проходят по улицам. Из них с твердым покрытием 18,3 км.
2.2. Демографическая ситуация.
Демографическая ситуация в поселении, как и в целом по району и области, остается сложной. Численность постоянно проживающего населения снижается, и составляет на 01.01.2011 5,2 тыс. чел., в том числе
дети до 14 лет - 727 человека;
от 14до 16 лет - 102 человек;
от 16 до 18 лет - 86 человек;
от 18 до 30 лет - 1072 человек;
женщин - 2815 человек;
мужчин - 2459 человек.
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (прогноз) |
2013 (прогноз) |
5,2 тыс.чел. |
5,3 тыс.чел. |
5,2 тыс.чел |
5,2 тыс.чел |
5,2 тыс.чел |
5,1 тыс.чел |
Демографическая картина складывается следующим образом:
Хотя исходя их приведенной таблицы количество населения держится на одном уровне, смертность превышает рождаемость в 1,8 раза. Численность населения поддерживается только благодаря миграции населения из сельских поселений Нагорского района. Прогноз на 2012-2013 год планируется сохранить благодаря присоединению дер. Чеглаки к территории Нагорского городского поселения (0,1 тыс.чел.)
На неблагоприятную демографическую ситуацию в поселении оказывают следующие факторы:
- отсутствие доступного жилья в поселении;
- низкая заработная плата на производстве, отсутствие вакантных должностей ИТР так называемые «престижные» профессии;
- не достаточное благоустройство поселения, отсутствие необходимого досуга.
- отсутствие производства.
2.3. Оценка экономического потенциала
Всего на территории Нагорского городского поселения зарегистрировано 118 индивидуальных предпринимателей и 48 организаций различных видов собственности и направлений деятельности. На производстве и обслуживании занято более 2 тыс. человек. Крупных предприятий и организаций в поселении нет. Средние предприятия представлены Нагорское райпо, ООО «ЖКХ Нагорск». В 2010 году реорганизовано среднее предприятие ООО «Федоровская лесная компания», на стадии банкротства КОГУП «Кировлес», из чего четко прослеживается тенденция «разукрупнения» организаций. Основными «бюджетонаполняющими» остаются организации и учреждения бюджетной сферы.
Важным стратегическим направлением развития производственного потенциала Нагорского городского поселения является увеличение роли в экономике поселения малого и среднего предпринимательства.
Малый бизнес, занятый лесозаготовкой и переработкой древесины с каждым годом играет все большую роль в обеспечении жизнедеятельности поселения и объектов социальной сферы.
Малый бизнес может усиленно решать такие задачи, как поддержка устойчивого текущего роста объёма производства, внедрение современных технологий, создание новых рабочих мест, повышение уровня доходов населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет района, поселения, снижение уровня миграции трудового населения.
В 2011- 2013 годах индивидуальными предпринимателями планируется привлечь на расширение производства, приобретение оборудования и строительство новых цехов собственных средств в объеме более 6 млн. руб.
На сегодняшний день на территории поселения осуществляют предпринимательскую деятельность по заготовке и переработке древесины более 40 индивидуальных предпринимателей – одной из приоритетных отраслей производства как в Нагорском городском поселении, так и в Нагорском районе в целом.
2.4. Социальная сфера.
Социальная сфера поселения характеризуется неоднородностью развития. На территории поселения 3 библиотеки, 2 Дома культуры, детско – юношеский спортивный центр со спортивным залом, 2 стадиона, 1 музыкальная школа, средняя общеобразовательная школа, 5 детских садов, центр социального обслуживания населения, действующий приход православно церкви. Данные учреждения в комплексе способствуют формированию благоприятного социального климата, развитию образовательного, культурного, духовного потенциала жителей. Чтобы повысить уровень привлекательности поселения, снизить количество правонарушений и уровень миграции молодёжи необходимо стимулировать творческую активность молодёжи, принимать меры по сохранению культурного наследия.
Центральная районная больница МУЗ «Нагорская ЦРБ» с поликлиникой, стационарами различных направлений, отделением скорой помощи и сети ФАПов создают систему гарантированной доступной специализированной медицинской помощи населению Нагорского городского поселения. Жители поселения имеют возможность получать квалифицированную медицинскую помощь, но материально-техническая база учреждений здравоохранения требует обновления.
Достаточно широко и в необходимом количестве представлены объекты розничной торговли и общественного питания, включающие в себя 53 магазина, торговый павильон, 6 объектов общественного питания, 2 кафе. Кроме того на территории поселения имеется 2 автозаправочные станции, 5 предприятий по ремонту и пошиву одежды, обуви, 4 парикмахерских, фотоуслуги.
В поселении расположен участок ООО «Алекс – Авто плюс», который обеспечивает перевозки пассажиров по городскому маршруту протяженностью 9,7 км и на междугородних маршрутах. Перевозки также представлены частными маршрутными такси, которые в достаточной степени удовлетворяют потребности населения в перевозках.
2.5. Жилищно-коммунальная сфера.
Всего на территории поселения 108,8 тыс. м² жилищного фонда, в том числе 12 тыс. м² муниципального жилищного фонда, 0,8 тыс. м² признано аварийными. Значительная часть жилья имеет износ более 65 %.
Обеспечение населения доступным и комфортным жильем является одной из важнейших направлений плана социально-экономического развития пгт. Нагорск. В очереди на улучшение жилищных условий стоит более 60 семей, из них 21 семья проживает в ветхом и аварийном жилье и нуждаются в срочном переселении. Для обеспечения очередников необходимо более 2000 кв.м. жилья. С 90-х годов организации, предприятия, учреждения не занимаются строительством жилья. Застройка жилья в настоящее время осуществляется только в частном порядке индивидуальными застройщиками. Существующие темпы строительства жилья и структура заказчиков жилищного строительства не дадут положительного результата в ближайшем столетии. Также в настоящее время свободная зона под жилищное строительство (микрорайон «Аэропорт») надлежащим образом не обеспечена необходимой коммунальной инфраструктурой и отведенными в установленном порядке земельными участками, что существенно замедляет темпы строительства и ведет к увеличению стоимости квадратного метра как на первичном так вторичном рынке жилья в поселении.
Судя по реальной обстановке, кроме «очередников» есть и такие граждане, которые не в стали на учет в органах местного самоуправления, но нуждаются в предоставлении жилья, в том числе переезжающие с сельских поселений Нагорского района.
Необходимо предусмотреть возможность развития жилищного строительства в Нагорском городском поселении, снижение стоимости строительства жилья за счет опережающего развития коммунальной инфраструктуры.
На территории Нагорского городского поселения находится 17 артезианских скважин с водонапорными башнями, 11 колонок и 87,3 км водопроводных сетей. Объем реализации услуг системы водоснабжения составляет 115,9 тыс.м³ в год.
Также в собственности поселения имеется 4 котельных с 5,5 км тепловых сетей. Все тепловые сети наземные. Полезный отпуск тепловой энергии составляет 4341,4 Гкал/год.
В настоящее время вышеуказанные инженерные сети находятся в пользовании на условиях аренды у ООО «ЖКХ Нагорск» с целью предоставления потребителям Нагорского городского поселения жилищно-коммунальных услуг.
Основной проблемой функционирования водопроводных сетей является высокий уровень потерь воды в виду утечек. Это обусловлено ветхостью сетей, отсутствием задвижек. Физический износ водонапорных башен, колонок в среднем составляет 65 %, водопроводных сетей 87%.
Основными проблемами функционирования систем теплоснабжения является высокий уровень потерь тепла и теплоносителя в тепловых сетях. Это обусловлено их разрегулированностью, применением устаревших теплоизолирующих материалов и приводит к повышению уровня тепловых потерь до 25% по сравнению с нормативными. При общей протяженности тепловых сетей в 5,5 км. в замене нуждаются 1,3 км. Физический износ котлов и котельного оборудования в среднем составляет 50%, тепловых сетей 55%, средний КПД котлов составляет 63%. На большинстве действующих котельных эксплуатируются устаревшие котлы, в основном чугунно-секционные с низким коэффициентом полезного действия, без химводоподготовки, с низким технико-экономическими показателями и выработавшие свой ресурс.
Все вышеперечисленные факторы говорят о необходимости принятия срочных мер по выводу муниципальных котельных, инженерных сооружений и тепловых сетей на современный уровень технического прогресса, путем проведения модернизации и реконструкции с применением энергосберегающего оборудования, материалов и технологий на основе проведенного энергетического обследования.
В настоящее время ввиду недостаточности финансовых средств планово-предупредительный ремонт в жилищно-коммунальном комплексе фактически заменен проведением аварийно-восстановительных работ, затраты на которые в 2 - 3 раза выше. Ежедневно на объектах жилищно-коммунального хозяйства происходят аварийные ситуации. В результате этого возникла насущная проблема с качественным снабжением населения питьевой водой, модернизацией коммунальных систем жизнеобеспечения.
Необходимо предусмотреть решение вопросов, касающихся модернизации жилищно-коммунального комплекса и ликвидации сверхнормативно изношенных основных фондов, использования ресурсосберегающих технологий, разработки и широкого внедрения мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования, а также обеспечения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса.
2.6. Бюджетный потенциал.
Основой текущей работы и развития любого муниципального образования является бюджет муниципального образования. Бюджет Нагорского городского поселения за последние годы вышел из разряда «дотационных». Исполняемость доходной части бюджета за последние три года составила в среднем 103%. Значительную часть бюджета поселения, за счет реализации областных и федеральных целевых программ представляют субсидии. К примеру, за 2010 год в виде субсидий в бюджет поселения привлечено порядка 17 млн. рублей
Опираясь на данные текущего года и планируемые показатели будущих лет, вплоть до 2013 года, произведем оценку бюджета городского поселения по собственным доходам, сделаем анализ доходной и расходной части бюджета, выявим имеющиеся резервы и пути дальнейшего развития Нагорского городского поселения.
2.6.1. Оценка доходной части бюджета на период 2009 -2013 гг. в тыс. руб.
Виды поступлений |
2009 факт |
2010 факт |
2011
|
2012 |
2013 |
1.НДФЛ 10% |
3379,3 |
3270,7 |
3342,1 |
3676,3 |
4044,0 |
2. Налог на имущество ФЛ |
22,4 |
39 |
170 |
170 |
170 |
3. Земельный налог |
204,6 |
356,4 |
288,4 |
282,8 |
282,2 |
4. Арендная плата за землю |
1074,6 |
1196,8 |
950 |
950 |
950 |
5. Доходы от государственных пошлин |
7,5 |
- |
- |
- |
- |
6. Штрафы |
3,4 |
11,5 |
5 |
5 |
5 |
7. Доходы от сдачи в аренду имущества |
170,1 |
161,1 |
153,5 |
153,6 |
153,5 |
8. Доходы от продажи имущества/земельных участков |
16,4 |
49,8 |
- |
- |
- |
9. Доходы от продажи земельных участков |
30,5 |
10,6 |
48 |
48 |
48 |
8. С/х налог |
8,3 |
- |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
9. Доходы от оказания платных услуг |
67,0 |
- |
- |
- |
- |
10. Прочие доходы от использования имущества |
82,4 |
56,6 |
50 |
50 |
50 |
ВСЕГО собственных доходов |
5066,7 |
5318,6 |
5011,6 |
5340,3 |
5707,9 |
Из вышеуказанной таблицы видно, что основным бюджетообразующим источником является НДФЛ (налог на доходы физических лиц). В 2010 году из – за кризисных явлений в экономике наблюдается небольшой спад данного налога. В дальнейшем за счет роста заработной платы, проводимой работы по легализации «серой заработной платы» в 2011-2013 году, а также за счет вливания собственных инвестиций предприятий и организаций поселения увеличатся поступления НДФЛ.
Основной вид доходов по неналоговым платежам представлен платой за аренду земли. По данному виду доходов происходит снижение, в основном из – за выкупа земельных участков арендаторами.
2.6.2. Анализ расходной части бюджета поселения.
Основные затраты бюджета поселения представлены, на примере 2011 года, по разделу «Жилищно – коммунальное хозяйство», подразделам «Благоустройство» - 3857505 рублей или 35% от общего объема бюджета поселения и «Жилищное хозяйство» - 3560174 рублей или 32% от общего объема бюджета, включающие в себя:
- мероприятия по модернизации ЖКХ
- содержание и ремонт уличной сети в границах населенных пунктов
- организация мест захоронения;
- содержание муниципального имущества, в том числе ремонт муниципального жилищного фонда;
- благоустройство и освещение населенных пунктов.
2.6.3.Комплекс мер по увеличению собственной доходной части бюджета поселения.
Комплекс мер по увеличению собственной доходной части бюджета поселения и сокращению расходов должен включать в себя:
- Продолжить участие в федеральных и областных целевых программах - «вливание» в бюджет поселения безвозмездных поступлений в виде субсидий.
- Создание условий для развития малого предпринимательства, развития новых производств, в том числе:
- увеличение предоставления числа земельных участков в аренду под строительство производственных баз по переработке древесины, площадок для складирования круглого леса.
- развитие инженерной инфраструктуры, ремонт и строительство дорог.
При организации новых производств появятся новые рабочие места, увеличится налогооблагаемая база, будут дополнительные поступления в бюджет налога на доходы физических лиц.
Необходимо решение вопроса на законодательном уровне об уплате НДФЛ по месту фактического осуществления производственной деятельности, а не по месту регистрации индивидуального предпринимателя или предприятия, тогда поселение будет напрямую заинтересовано, сможет контролировать своевременную уплату налогов, прогнозировать собственные доходы поселения.
3) Усиление муниципального земельного контроля, выявление самовольного захвата земельных участков, усиление претензионно – исковой работы – рост платы за аренду земельных участков.
4) Эффективное управление муниципальным имуществом.
5) Привлечение в бюджет поселения средств в виде добровольных пожертвований.
6) Внедрение в отрасль ЖКХ энергосберегающих технологий.
7) Тесное сотрудничество с администрацией Нагорского района, налоговыми, иными правоохранительными органами по вопросу легализации налогооблагаемой базы, увеличения собираемости налоговых и неналоговых платежей.
8) Обеспечить экономию бюджетных средств за счет повышения эффективности процедур размещения муниципального заказа, обоснованного определения начальной (максимальной) цены контракта.
9) Обеспечить усиленный контроль за целевым использованием бюджетных средств поселения.
3. Цель плана развития
Главная цель развития Нагорского городского поселения состоит в повышении уровня жизни населения за счёт социально-экономического развития территории на основе следующих направлений, обеспечивающих достижение главной цели:
Направление I «Развитие экономики»
Главная цель: Создание благоприятных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности и территории поселения, и на этой основе увеличение объёмов производства, доходов населения, бюджета поселения и количества рабочих мест.
Поднаправления:
- развитие промышленности;
- создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства.
Направление II «Сохранение и развитие имущественного потенциала» Главная цель: Формирование на территории поселения благоприятного социального климата.
Поднаправления:
- сохранение и развитие культурного наследия и организация досуга;
- формирование и реализация молодёжной политики.
Направление III «Улучшение среды проживания» Главная цель: Рациональное природопользование, улучшение окружающей среды и создание благоприятных условий проживания населения.
Поднаправления
- реформирование и модернизация ЖКХ, ремонт дорог в поселении.
- капитальный ремонт жилищного фонда, переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда
- градостроительная политика;
- улучшение экологической обстановки;
- совершенствование системы местного самоуправления.
4. Ресурсное обеспечение плана развития.
Общая потребность в финансировании плана развития составляет 36545,55 тыс. руб., из них бюджетные средства 29552,4 тыс. руб., привлечённые средства 6999,15 тыс. руб. План проводимых мероприятий отражен в Приложении к плану развития.
5. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий плана развития.
Выполнение плана развития Нагорского городского поселения обеспечит создание основы для реализации направлений социально-экономического развития, в том числе будут получены следующие результаты:
В социально-экономической сфере:
- наращивание экономического потенциала поселения, упрочнение и развитие позиций в экономике района;
- целевое привлечение инвестиций;
- развитие форм сотрудничества общественного и частного сотрудничества;
4) повышение уровня жизни населения, качества предоставления жилищно – коммунальных услуг, «сдерживание» тарифов на услуги ЖКХ.
В финансово-бюджетной сфере:
- наращивание собственной доходной базы поселения;
- оптимизация расходов бюджета городского поселения;
- повышение эффективности управления муниципальной собственности.
6. Организация мониторинга и оценки плана развития.
В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления плана развития, а также влияние результатов реализации мероприятий плана на уровень социально-экономического развития поселения проводится мониторинг 2 раза в год. Контроль за ходом реализации осуществляет Администрация Нагорского городского поселения путем составления письменных отчетов за полугодие и за год. В зависимости от складывающейся экономической ситуации Администрация Нагорского городского поселения вносит соответствующие изменения в План развития.
Дата создания: 28.09.2011 16:51