Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

 

Основой законодательства о рекламе является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон), вступивший в силу с 1 июля 2006 года в своей основной части.

Закон обязан обеспечить реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы посредством предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Закона). Статьёй 4 Закона установлен приоритет данного Закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок регулирования рекламной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим соответствовать требованиям, предъявляемым Законом.

Статья 19 Закона определяет, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. И если с получением согласия собственника недвижимого имущества, рекламной конструкции, как правило, проблем не возникает, то размещение рекламы без соответствующего разрешения органа местного самоуправления производится достаточно часто.

При применении данной нормы следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным выше критериям, однако обязательна к размещению в силу закона.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статьей 18 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьями 9, 10 Закона «О защите прав потребителей», пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях», статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», статьей 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».


То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона, приведена не в полном объеме само по себе не влечет признание такой информации рекламой (например, отсутствие на вывеске ИНН юридического лица не делает вывеску рекламой, необходимо обращать внимание на другие составляющие конструкции).

Также не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также размещение иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение указанной информации преследует, прежде всего, цели, не связанные с рекламой.

В соответствии со ст. 14.37 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, допустившие установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ (ч.2 ст. 11.21 КоАП РФ охватывает незаконную установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги).

Привлечены к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП РФ, могут не только заказчики по договорам на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции, так как оно обязано удостовериться в том, что заказчик работ обладает соответствующим разрешением на установку рекламной конструкции.

Также при решении вопроса о необходимости получения разрешения на установку рекламных конструкций необходимо учитывать разъяснения ФАС России, закреплённые письмами № АК/3512 от 16.03.2006 «О разграничении рекламы и иной информации», № АЦ/24234 от 23.07.2009 «О разграничении понятий реклама и вывеска», АК/7944 от 22.05.2009 «О размещении информационных конструкций», АК/6745 от  15.03.2010 «О размещении вывесок на многоквартирных домах» и АК/13623 от 02.05.2012 «О рекламе на транспортных средствах и квалификации информации, размещенной на сайте». Указанные письма размещены в информационно-правовых системах и сети «Интернет».

 

Прокурор

Нагорского района

 

советник юстиции                                                                               И.Г.Шаргунова

 

 

Дата создания: 27.06.2013 09:08

Дата последнего изменения: 19.12.2016 13:25

На главную страницу