Статьи по наркотикам

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ПО ВОПРОСУ КВАЛИФИКАЦИИ СБЫТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ

 

Современное состояние уровня и структуры преступности свидетельствует о неизменном росте числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Статистика удручающая. Исходя из данных МВД России, только в 1 полугодии 2015 г. выявлено более 100 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с 2014 г. возросло число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Реагируя на данные негативные процессы, законодатель предпринимал меры по усилению уголовной ответственности за совершение рассматриваемой группы общественно опасных деяний. В 2010, 2012, 2013 гг. были внесены изменения в статьи 228, 228.1, 228.2 Уголовного кодекса РФ, уголовный закон дополнен статьями 228.3, 228.4 УК РФ. Одной из последних новелл является дополнение уголовного закона статьей 234.1 УК РФ, устанавливающей ответственность за оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, за счет чего расширены границы незаконного оборота наркотиков.

Правовая регламентация ответственности за незаконный оборот и ее изменения обусловливали необходимость актуализации руководящих разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 30 июня 2015 г. N 30 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами".

Изменение позиции Верховного Суда РФ в части понимания сбыта связаны с проблемами, возникающими у судов при оценке действий лиц, которые непосредственно предмет преступления не передают. Согласно обновленной позиции Верховного Суда РФ под сбытом надлежит понимать не только действия по непосредственной возмездной либо безвозмездной реализации предмета преступления (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) другому лицу, но и путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте.

Теперь сбыт предлагается рассматривать не через признак передачи, а через реализацию предмета преступления, так как реализация  - более широкое понятие, охватывающее как передачу, так и другие действия, направленные на отчуждение предмета преступления. С этой позиции понимание сбыта как перехода наркотических средств приобретателю без непосредственного участия лица, сбывающего наркотические средства или психотропные вещества посредством сообщения сведений о закладке, вполне обоснованно. Более того, судебная практика показывает, что закладка и сообщение о ней, как правило, поступают приобретателю после оплаты наркотических средств или психотропных веществ, т.е. фактический умысел на сбыт уже реализован, оплата получена, предмет преступления вышел из обладания виновным, и ввиду этого суды квалифицируют действия по реализации наркотиков путем закладки и ее получения приобретателем как реализацию умысла "сбыт" (в смысле признаков состава преступления, закрепленного в статье 228.1 УК РФ).

 

Прокурор

Нагорского района                                                                                     И.Г.Шаргунова

 

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,

ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

 

Молодежная наркомания на протяжении многих лет является одной из социально значимых проблем нашего общества и вызывает особое беспокойство.

Устойчивая тенденция увеличения числа несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотических веществ, а также совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, требует надлежащих правовых механизмов реализации компетентными органами полномочий в рассматриваемой сфере.

Потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача в Российской Федерации запрещено статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ). Законодатель относит потребление наркотиков к антиобщественным действиям. За наркопотребление несовершеннолетние с 16 лет подлежат административной ответственности (ст. ст. 6.9, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ), а в случае, если потребителем оказывается лицо, не достигшее 16 лет, административная ответственность установлена в отношении его родителей или иных законных представителей (ст. 20.22 КоАП РФ). За склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 230 УК РФ).

Применительно к наркотическим средствам и психотропным веществам, употреблять которые запрещено, существует утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень. В связи с резонансными событиями в стране осенью 2014 г. в названный перечень включены два новых наркотических средства и одно психотропное вещество. Именно одно из этих веществ в составе курительных смесей ("спайсов") стало причиной массовых отравлений наркопотребителей.

В отношении аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Перечне указаний нет. Тем не менее профилактика потребления аналогов должна осуществляться так же, как и профилактика потребления наркотиков. К аналогам относят "вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят". В связи с этим свойством аналогов уголовным законом запрещены: их незаконный оборот (ст. 228 УК РФ), незаконное производство (ст. 228.1 УК РФ); контрабанда (ст. 229.1 УК РФ), а также склонение несовершеннолетних к потреблению аналогов (ч. 3 ст. 230 УК РФ).

Безусловно, отсутствие возможности оперативно реагировать на оборот психоактивных веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, но в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, существенно снижает профилактический потенциал деятельности уполномоченных органов.

Полноценная защита несовершеннолетних от наркопотребления может быть организована лишь на основе достаточно развитой законодательной базы. Такая база начала активно формироваться в России в конце 90-х гг. прошлого столетия с принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ, установившего легальное понятие профилактики наркомании, а также Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), определившего механизм осуществления профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними и функции органов и учреждений (организаций), ее осуществляющих.

Значительный импульс развитию законодательства, регламентирующего профилактику наркопотребления среди несовершеннолетних, придало принятие Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. С учетом закрепленных в Стратегии положений в последние несколько лет был принят ряд федеральных законов, направленных на обеспечение защиты детей от незаконного употребления наркотиков путем: выявления и пресечения среди несовершеннолетних пропаганды потребления наркотиков; усиления наказания за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков (ч. 3 ст. 230 УК РФ максимальный размер наказания увеличен с 12 до 15 лет); расширения возможности раннего выявления несовершеннолетних - потребителей наркотиков путем предоставления права родителям и иным законным представителям давать информированное согласие не только на лечение наркоманов, но и на медицинское освидетельствование несовершеннолетних в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения.

Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г. послужила основанием и для развития соответствующего регионального законодательства. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты специальные законы о профилактике потребления наркотических средств и психотропных веществ, в которых содержатся нормы, регламентирующие особенность этой деятельности применительно к несовершеннолетним с учетом специфики их социально-правового статуса.

На повышение эффективности профилактики наркомании среди несовершеннолетних направлены и ведомственные нормативные правовые акты. К таким актам относятся, в частности: Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 929н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология" (с Правилами организации деятельности кабинета врача-психиатра-нарколога для обслуживания детско-подросткового населения и кабинета врача-психиатра-нарколога участкового для обслуживания детско-подросткового населения), указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20 января 2010 г. "О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан" .

Можно констатировать, что в настоящее время в стране сложилась система законодательства, регулирующего вопросы профилактики потребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее - наркотиков), включающая федеральные и региональные законы, подзаконные нормативные правовые акты.

Профилактические мероприятия общего уровня осуществляются в отношении всего несовершеннолетнего населения региона. Среди них выделяется в первую очередь исполнение законодательства об управлении профилактикой потребления наркотиков. Соответствующие конкретные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления устанавливаются в настоящее время региональными законами.

Составной частью профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними является противодействие распространению информации о новых видах наркотиков, о преимуществах потребления различных их видов, способах приготовления и т.п. В международно-правовых актах распространение подобной информации именуется "публичным подстрекательством к потреблению наркотиков".

В настоящее время в России активно развивается законодательство, нормы которого предусматривают меры противодействия вышеуказанному публичному подстрекательству.

Общий запрет на распространение информации о наркотиках включен в ч. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (ред. от 02.07.2013, с изм. от 14.10.2014). Он распространяется на все печатные издания, телевизионные передачи и т.п.

Защита несовершеннолетних от вредной информации, в том числе о наркотиках, имеет свою специфику, связанную с содержанием запрещенной информации применительно к несовершеннолетним и отдельным возрастным группам, формам и методам защиты и субъектам, осуществляющим такую защиту. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ), в котором установлен перечень видов информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

К информации, абсолютно запрещенной для распространения среди всех несовершеннолетних, относится та, которая способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества (п. п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 436-ФЗ). Регулируемый данной статьей запрет носит категорический характер. Эта информация не может доводиться до несовершеннолетних любого возраста, в любой форме независимо от того, где происходит ее распространение.

Однако если информация о наркотиках не вызывает желание их употребить, а преподносится в плане индифферентного упоминания о существующем в обществе явлении, то при определенных условиях она может быть доведена до несовершеннолетних конкретного возраста. Так, подросткам старше 12 лет можно сообщить об употреблении наркотиков при условии, что это сообщение не носит характер демонстрации, а сделано в форме эпизодического упоминания (как бы между прочим); в таком сообщении потребление наркотиков не обосновывается и не оправдывается; показ потребления наркотиков сопровождается отрицательным, осуждающим отношением к ним, а также указанием на опасность употребления (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 436-ФЗ).

Применительно к подросткам старше 16 лет указанный Закон разрешает распространение: информации о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах без их демонстрации; информации об опасных последствиях потребления наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ с демонстрацией таких случаев (п. 3 ст. 10 Федерального закона N 436-ФЗ).

Распространение данной информации должно осуществляться при условии параллельно выражаемого отрицательного или осуждающего отношения к потреблению наркотиков и указания на опасность их потребления.

В Федеральном законе N 436-ФЗ устанавливается требование к обороту информации, доступной для детей: вводится знак информационной продукции, устанавливается прокатное удостоверение аудиовизуальной продукции, содержится норма о предварительном предупреждении об ограничении допуска несовершеннолетних к той или иной продукции, устанавливается время распространения информационной продукции в телекоммуникационных сетях и т.п. Закон регулирует общие требования к экспертизе информационной продукции, осуществлению контроля и надзора за ее распространением.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в Федеральный закон N 436-ФЗ были внесены изменения, уточняющие правила использования знака информационной продукции, сообщающие об ограничении распространения ее среди детей.

Так, распространяемая посредством телевещания информационная продукция, содержащая информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, должна сопровождаться демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в начале трансляции телепрограммы и телепередачи, а также при каждом возобновлении трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).

Устанавливается также, что доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах. Таким образом, ответственность за применение административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в таких местах полностью ложится на указанное лицо.

Федеральным законом от 7 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрен ограниченный перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет, которая запрещена к распространению в Российской Федерации. К таковой относится информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ Закон об информации дополнен статьей 15.1, предусматривающей ведение Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установлена процедура включения в Единый реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайт (страницу сайта), которая содержит запрещенную информацию.

К профилактическим мероприятиям общего уровня относится проведение антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних и молодежи. Несовершеннолетние (равно как и их родители) в настоящее время должны обладать необходимыми познаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, сроках и механизме их наступления, а также о мерах противодействия вовлечению несовершеннолетних в наркопотребление.

В качестве основного субъекта профилактики в данном случае выступают образовательные организации (общего, профессионального и дополнительного образования). Обязанность образовательных организаций осуществлять антинаркотическое обучение и воспитание носит правовой характер. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" содержится принципиальное требование о гуманистическом характере образования, в соответствии с которым учащиеся получают знания об охране жизни и здоровья (п. 3 ч. 1 ст. 3). Указанный принцип реализован в разработанных образовательных стандартах и программах обучения школьников.

В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования включено изучение Основ безопасности жизнедеятельности, ориентированных на формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна обеспечить формирование их готовности к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Аналогичные положения содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) образования.

На формирование здорового образа жизни ориентирует и Федеральный закон N 120-ФЗ, обязывающий образовательные организации обеспечивать организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществлять меры по организации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних (ч. 2 ст. 14 Закона). Следует также отметить разработанную Министерством образования и науки Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, призванную способствовать повышению эффективности профилактики зависимости от наркотиков и иных психоактивных веществ.

Проведение антинаркотической пропаганды в образовательной организации на надлежащем уровне возможно тогда, когда педагоги обладают соответствующими научными знаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, психотропных веществ и их аналогов. В этих целях в ряде субъектов Российской Федерации в региональных законах предусмотрены нормы, предусматривающие обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, социальных педагогов и иных специалистов для работы в сфере профилактики наркомании и токсикомании .

Профилактикой наркомании среди несовершеннолетних, в том числе антинаркотической пропагандой, должны заниматься не только образовательные организации, но и другие субъекты системы профилактики. Так, региональными законами предусмотрено участие в профилактике наркомании органов местного самоуправления муниципальных образований, которые содействуют антинаркотической пропаганде и организуют комплексные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни .

Профилактическое антинаркотическое воспитание осуществляется и на индивидуальном уровне. Прежде всего оно связано с оздоровлением условий жизни несовершеннолетнего в семье. Нередко родители, являясь наркоманами, безответственно относясь к воспитанию детей, своим поведением с ранних лет формируют у них неверное представление о потреблении наркотиков как о безопасном явлении.

На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 120-ФЗ с родителями (законными представителями), отрицательно влияющими на поведение несовершеннолетних, должна проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Такие лица должны быть своевременно выявлены соответствующими органами системы профилактики, в поле зрения которых они могут попасть (учреждения, организации здравоохранения и образования, подразделения органов внутренних дел и ФСКН, КДНиЗП и т.п.).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ каждый из названных органов, выявивший родителей, потребляющих наркотики, должен проинформировать как минимум органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, органы управления образованием, которые обязаны взять на учет семью, где родители потребляют наркотики, а ПДН ОВД совместно с наркологическим диспансером должны проводить с такими родителями индивидуальную профилактическую работу.

Во всех международных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы противодействия потреблению наркотиков, устанавливается необходимость раннего выявления потребителей на начальной стадии потребления, пока еще не сформировалась пагубная привычка и тем более патологическая зависимость от наркотиков.

На раннее выявление несовершеннолетних потребителей наркотиков направлены и принятые в ряде субъектов Российской Федерации законодательные акты, предусматривающие проведение тестирования учащихся на потребление наркотиков, сущность которого определяется как "предварительное диагностическое исследование".

Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, которые начали потреблять наркотики, в образовательной организации строится на реализации положений ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 120-ФЗ. Помимо этого, с учащимися, замеченными в потреблении наркотиков, педагоги образовательных учреждений дополнительно должны проводить соответствующую разъяснительную (антинаркотическую по содержанию) работу.

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, потребляющими наркотические средства, проводится ПДН ОВД (на основании положений п. 4 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ). Законы некоторых субъектов Российской Федерации возлагают обязанность проведения такой работы и на КДНиЗП. Комиссии, как правило, осуществляют профилактические мероприятия в отношении подростков, совершивших административные правонарушения: незаконный оборот наркотиков (ст. 6.8 КоАП РФ), потребление наркотиков без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ), потребление наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Следует учитывать, что характер индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними потребителями наркотиков ПДН ОВД и КДНиЗП отличается от соответствующей деятельности образовательной организации. Названные органы обязаны оказать помощь несовершеннолетнему в использовании легальных возможностей его социальной адаптации (трудоустройство, учеба для получения профессионального образования, прохождение курса наркологического лечения и т.п.). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ ПДН ОВД направляют сообщения в соответствующие учреждения для оказания социальной помощи несовершеннолетнему.

Наряду с проведением индивидуально-профилактической работы с подростками-правонарушителями ПДН ОВД, во исполнение требований п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ, обязано выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, и в установленном порядке вносить предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В число органов, занимающихся профилактикой потребления наркотиков несовершеннолетними, включены органы управления здравоохранением и медицинские организации.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 120-ФЗ названные органы и организации обязаны выявлять, осуществлять учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные одурманивающие вещества, а также проводить мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении.

Исполнение данных функций возложено на наркологическую службу, в состав которой входят наркологические кабинеты врача-психиатра-нарколога для обслуживания детско-подросткового населения и кабинеты врача-психиатра-нарколога участкового для обслуживания детско-подросткового населения медицинской организации. На эти наркологические кабинеты возложены профилактические функции, в том числе: профилактическое наблюдение пациентов с наркологическими заболеваниями; диспансерное наблюдение таких пациентов с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, их профилактики и осуществления медико-социальной реабилитации; участие в организации и проведении медицинских осмотров детского населения и подростков, медицинских освидетельствований детского населения и подростков; оказание консультативной помощи врачам других специальностей по вопросам диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний; проведение мотивационного консультирования пациентов с наркологическими заболеваниями в целях повышения их мотивации к участию в лечебных и медико-социальных мероприятиях и готовности к отказу от употребления психоактивных веществ; организация и проведение первичной профилактики наркологических заболеваний и санитарно-гигиеническое просвещение населения, в том числе детей и подростков; осуществление профилактических программ для различных категорий населения, направленных на предупреждение или отказ от злоупотребления психоактивными веществами; пропаганда здорового образа жизни и формирование у детей и подростков соответствующих установок; внедрение в практику новых современных методов диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний.

Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 929н вводит в практику медицинской помощи по профилю "наркология" понятие первичной медико-санитарной помощи; скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи; специализированной медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению наркологических заболеваний и состояний, медико-социальной реабилитации, формированию здорового образа жизни.

Эффективное осуществление профилактической медицинской деятельности обеспечивается осуществлением модернизации наркологической службы Российской Федерации, предусмотренной Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". Во исполнение названного Указа разработана Концепция модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 г., в соответствии с которой предусмотрена разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальности "врач-психиатр-нарколог детский и подростковый".

Проведенный анализ законодательства свидетельствует о том, что в нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов нашел свое отражение практически весь спектр правоотношений в сфере профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних.

 

 

Прокурор

 

Нагорского района                                                                                     И.Г.Шаргунова

 

 

ВОЗМОЖНО ЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО НА УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ?

 

Гражданин, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он болен наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребил наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо иное потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлен на медицинское освидетельствование (п. 1 ст. 44 Закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ).

Принудительное медицинское освидетельствование несовершеннолетнего проводится на основании:

- постановления судьи, следователя или органа дознания (п. п. 2, 3 ст. 44 Закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ);

- личного обращения родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или несовершеннолетнего больного наркоманией до 16 лет (ч. 2 ст. 54 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. 4 Временной инструкции, утв. Минздравом СССР 01.09.1988 N 06-14/33-14).

Для проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего потребуется предоставить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, которое дает один из родителей или иной законный представитель (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Медицинское освидетельствование на употребление наркотических средств проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).

 

Прокурор

 

Нагорского района                                                                                     И.Г.Шаргунова

 

 

 

Дата создания: 13.11.2015 10:45

Дата последнего изменения: 19.12.2016 13:25

На главную страницу