Памятка природопользователей

В соответствии с нормами законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать ведение большого объема необходимой документации.

 

Ниже приведены наиболее типичные документы, наличие которых обязательно для любого предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. При этом в отношении конкретных видов природопользования (в том числе недропользования, водопользования, лесного хозяйства и др.) законом устанавливаются дополнительные требования к ведению производственной документации.

 

 

 

  1. Организационно-распорядительные документы

 

Удостоверение либо иной документ, подтверждающий подготовку
руководителя предприятия в области охраны окружающей среды и экологической
безопасности (ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране
окружающей среды»).

 

Документы, подтверждающие подготовку должностных лиц,
допущенных к обращению с отходами I - IV классов опасности по
соответствующим образовательным программам (ст. 15 Федерального закона от
24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

 

Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, осуществление производственного экологического контроля на предприятии, а также должностные инструкции указанных лиц, приказы об их приеме на работу и документы, подтверждающие их профессиональную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

 

         Разрешительная документация в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а именно - имеющиеся у предприятия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешения на пользование водными объектами, заключенные договоры аренды лесных участков, водопользования, недропользования, лицензии в сфере экологии и природопользования (при их наличии).

 

 

  1. Производственный экологический контроль

 

В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, установленных действующим законодательством.

Документация производственного экологического контроля должна содержать следующие сведения:

- программа производственного экологического контроля,

- план-график мероприятий производственного экологического контроля,

- план-график мероприятий инструментального контроля за соблюдением
нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

- план мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения,

           - документы, подтверждающие аккредитацию специализированной лаборатории предприятия, осуществляющей инструментальные измерения в рамках производственного контроля, а в случае отсутствия тапкой лаборатории -договор со сторонней организацией, имеющей аккредитованную лабораторию на оказание услуг по проведению измерений,

         - документы, подтверждающие внесение контрольно-измерительной аппаратуры в государственный реестр и своевременную поверку всех измерительных приборов,

- сведения о технологических процессах, технологиях, об используемом на предприятии оборудовании, о применяемом топливе, сырье и материалах, об образующихся отходах производства и потребления,

         - результаты производственного контроля (протоколы анализов, журналы учетов, предусмотренных программой производственного контроля и т.д.).

 

  1. Документация производственного контроля в сфере обращения с
    отходами

 

В случае если хозяйственная деятельность предприятия связана со сбором, накоплением, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов, в соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» необходимо осуществлять производственный контроль за соблюдением обязательных требований в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами устанавливается по согласованию с территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией).

  1. Учет образования, использования, обезвреживания и размещения отходов

 

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами установлен Приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 №721. Материалы учета являются официальной информацией в области обращения с отходами и составляют:

- данные инвентаризации отходов,

- паспорта отходов I - IV классов опасности (при их наличии),
разработанные в соответствии с Порядком проведения паспортизации отходов,
утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712,

- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства),

- субъекты малого и среднего предпринимательства, в деятельности
которых образуются отходы, предоставляют в уполномоченные органы
государственной власти в соответствии с их компетенцией отчетность об
образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в
уведомительном порядке,

- данные учета образования, использования, обезвреживания и
размещения отходов (журнальные учеты, предусмотренные программами
производственного экологического контроля),

         - отчетность в области обращения с отходами по установленным формам.
         Вышеназванные   требования   в   сфере   обращения   с   отходами   не  распространяются на предприятия и организации, осуществляющие деятельность по обращению с биологическими, медицинскими и радиоактивными отходами.

 

  1. Документация на газоочистные установки

 

Для предприятий, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее - ГОУ), необходима следующая документация, обеспечивающая соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенного для контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:

 

- приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и
обслуживание ГОУ,

- приказ о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ,

- утвержденные инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектных и пуско-наладочных организаций,

- паспорта установок, зарегистрированные в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности,

- акты осмотра ГОУ при обследовании установок (обследование должно проводится не реже одного раза в полугодие специально созданной комиссией) и протоколы оценки эффективности их работы.

 

При этом следует иметь в виду, что «Правила эксплуатации установок очистки газа» ПЭУ-84 (утверждены приказом Министра химического и нефтяного машиностроения СССР от 28.11.1983) не распространяются на установки очистки газа от работы транспортных средств и от агрегатов, осуществляющих выбросы радиоактивных веществ

 

         6.      Отчетность в сфере охраны окружающей среды и
природопользования

 

На территории Российской Федерации установлены формы федерального статистического наблюдения в области экологии, природопользования и экологической безопасности. Основными из них являются:

 

6.1.   Отчетность по форме 2-ТП (отходы), утвержденная Приказом
Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 №17 «Об
утверждении статистического инструментария для организации федерального
статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

         Периодичность предоставления отчета - годовая.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, вне зависимости от объема годового образования отходов, предоставляют отчет по указанной форме до 01 февраля после окончания отчетного периода в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

 

6.2.   Отчетность по форме 2-ТП (воздух), утвержденная Приказом
Федеральной службы государственной статистики от 29.08.2014 №540 «Об
утверждении статистического инструментария для организации федерального
статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной
средой».

Периодичность предоставления отчета - годовая.

Все юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные, в том числе паровые и газовые, сети газопотребления и газораспределения, независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет) предоставляют отчет по указанной форме до 22 января после окончания отчетного периода в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по месту осуществления деятельности.

 

6.3.   Отчетность по форме 2-ТП (водхоз), утвержденная Приказом
Федеральной службы государственной статистики от 19.10.2009 №230 «Об
утверждении статистического инструментария для организации федерального
статистического наблюдения за использованием воды».

Периодичность предоставления отчета - годовая.

Отчет предоставляется всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

- осуществляющими сброс (отведение) сточных вод,

осуществляющими забор (изъятие) воды из водных объектов в объеме 50 м и более в сутки (150 м в сутки и более для сельскохозяйственных предприятий),

- получающими воду из систем водоснабжения объемом более 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды (150 м3 в сутки и более для целей производства сельскохозяйственной продукции),

- имеющими системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки, независимо от объема забираемой воды.

Отчет предоставляется в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов по месту осуществления деятельности не позднее 22 января после окончания отчетного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата создания: 20.10.2015 13:19

Дата последнего изменения: 19.12.2016 13:25

На главную страницу